«Рекламные деньги начали приходить на рынок платного телевидения»

В марте компания «НТВ-Плюс» зак­лючила эксклюзивный контракт с Российской футбольной премьер-лигой (РФПЛ) на трансляцию шести из восьми матчей каждого тура чемпионата России. Стоимость четырехлетнего контракта составила рекордную для российского рынка сумму — 100 млн долл. Однако сразу после подписания контракта «НТВ-Плюс» вынуждена была заключить сублицензионный контракт с каналом «Спорт». Однако компания не перестанет вкладывать средства в дорогостоящий контент, обещает гендиректор «НТВ-Плюс» ДМИТРИЙ САМОХИН. О футболе, конкурентах и о том, почему на российский рынок платного телевидения не спешат выходить иностранные игроки, он рассказал корреспонденту РБК daily АНАСТАСИИ ВАСИЛЬЕВОЙ.


— Насколько потеря эксклюзивных прав на трансляцию чемпионата России по футболу повлияла на окупаемость проекта?



— На этот год у нас сублицензионный договор с каналом «Спорт», по которому он будет показывать два матча в каждом туре в прямом эфире и два в записи. Расчет за использование прав произошел рекламным временем канала «Спорт». Как и планировалось, свой матч будет показывать «Первый канал», есть договоренность с региональными каналами, которые транслируют местные матчи своих клубов. Мы рассчитываем к концу второго года действия контракта выйти на его окупаемость, а через четыре года зафиксировать прибыль.


— За права вы заплатили Российской футбольной премьер-лиге 100 млн долл. Чем объясняется такой интерес «НТВ-Плюс» к футболу?



— Это мощный маркетинговый инструмент. По нашим оценкам, интерес к спорту в России растет. Кроме того, футбол имеет постоянных фанатов, а это лояльная аудитория. Если человек смотрит футбол, он будет смотреть его всегда.


— Как сейчас обстоят дела у неэфирных каналов с рекламодателями?


— Рекламные деньги начали приходить на рынок платного телевидения. Все больше рекламодателей и агентств задумываются о размещении рекламы на платных и нишевых каналах. Есть много товаров, при продвижении которых можно и нужно сосредотачивать усилия на нишевых каналах. Это дешевле и действеннее. Например, «НТВ-Медиа», второй по величине продавец телерекламы в России, заключила контракт с каналами Jetix и Music Box, не говоря о том, что они много лет продают рекламу на «НТВ-Плюс».


— Как вы оцениваете объем рынка платного телевидения в России?


— Оценить объем рынка в деньгах очень тяжело — нет единой картины рынка. В домохозяйствах тоже сложно посчитать — львиная доля подключена к кабельным сетям, большая часть которых — система антенн на домах, созданная еще в советские времена. Когда говорят, что в России сейчас 10—15 млн домохозяйств, нужно понимать, что погрешность в цифре может быть значительной из-за двойст­венности данных. Когда кабельные сети продавались крупным игрокам, они отчитывались об одном количестве абонентов, а когда те же кабельные сети отчитываются перед правообладателями каналов, которым платят за количество абонентов, их число существенно уменьшается. Поскольку сети аналоговые, понять, сколько абонентов у них есть, сложно.


— Какую долю занимает сейчас на рынке «НТВ-Плюс»?


— У нас более 560 тыс. абонентов, то есть более 1,5 млн зрителей. С точки зрения денег мы основной игрок на российском рынке, так как средний ежемесячный доход с абонента у нас превышает 35 долл. Для большинства кабельных сетей, где средний доход с абонента сос­тавляет около 4—5 долл., это недостижимая цифра. То есть один наш абонент сопоставим с семью-восемью абонентами кабельных сетей.


— А кого вы считаете своими основными конкурентами?


— Мы рассматриваем как потенциальных конкурентов всех игроков платного телевидения. Но из-за того, что они работают в низком ценовом сегменте и их программное предложение в основном сводится к ретрансляции эфирных каналов, прямой конкуренции за премиального абонента, с которым мы работаем, пока нет. Основная масса кабельных операторов консолидирована тремя крупными игроками — АФК «Система», «Ренова» и «Нафта-Москва», и ситуация за последний год особо не изменилась: после консолидации сети незначительно изменили предложение абонентам. Сейчас они заняты модернизацией сети и пока не могут предложить своим абонентам полноценное цифровое телевидение.


— Год назад о намерении выйти в Россию заявляла ViaSat, но этого не произошло. Почему иностранные игроки медлят с выходом в Россию?


— ViaSat уже несколько лет объявляет о своих планах выйти на российский рынок, но пока эти планы не реализованы. Что касается других крупных зарубежных игроков, они заинтересованы в выходе на российский рынок через партнерство с местным оператором. Практически все крупнейшие европейские операторы вели с нами переговоры о совместном проекте, но пока мы в этом не заинтересованы. Самостоятельно выходить они опасаются: у них нет опыта на российском рынке, а у нас фора в десять лет работы. К тому же Россия — специфический рынок, ответственный иностранный топ-менеджер не рискнет на него выходить самостоятельно.


— Есть место для новых игроков?


— Сейчас мы почти полностью удовлетворяем потребности рынка спутникового телевидения. Я не уверен, что вновь вышедший игрок сможет занять здесь дос­тойное место с точки зрения получения выручки. Но попытки спутниковых операторов выйти на российский рынок есть и будут еще. Идет жесткая борьба за каждого платежеспособного абонента.


— По абонентской плате и количеству каналов «НТВ–Плюс» сопоставима с европейскими игроками?



— Есть операторы, которые сделали ставку на количество каналов, доведя их до нескольких сотен. У кого-то каналов меньше, чем у нас. В среднем по количеству каналов мы сопоставимы с европейскими игроками, как и по абонентс­кой плате.


— То есть изменять цену вы не планируете?


— Пока смысла в этом нет. Последние несколько лет логика развития нашей компании заключалась в другом: при неизменной цене увеличивать объем нашего предложения. Если пару лет назад у нас было чуть больше 50 каналов, то сейчас за ту же цену доступно около 100 каналов. То есть отдельно взятая цена одного канала на платформе «НТВ-Плюс» неизменно падает.


— Какие новые каналы «НТВ-Плюс» планирует запустить в 2007—2008 годах?



— Период стремительного увеличения числа каналов на нашей платформе практически завершен. Костяк программного наполнения мы сформировали. Естественно, новые каналы будут запускаться постоянно, в ближайшие два года запустим еще несколько десятков.


— Существует ли сейчас на рынке дефицит контента?


— Мы его не ощущаем. Мы самостоятельно производим более 20 каналов в двух направлениях: спорт и кино. При этом фильмы мы не производим и не собираемся, но будем и дальше развивать наши киноканалы за счет закупки качественного кино. Что касается спортивных каналов, то здесь мы действительно производим собственный контент. Мы основные вещатели большого количества спортивных мероприятий международного класса: делаем картинку не только для себя, но и для западных компаний, которые показывают эти мероприятия. Производство спортивных программ мы будем увеличивать. Но планов производить сериалы, научно-популярные программы и т.д. у нас нет. Это не наш бизнес.


— Какие российские регионы сейчас охватывает «НТВ-Плюс»?



— До недавнего времени это была только европейская часть России. Сейчас мы подняли сигнал на еще один спутник, чтобы закрыть территорию восточнее Урала. Пока сигналом не охвачен только Дальний Восток, но с коммерческой точки зрения этот регион для спутникового вещания пока мало интересен. Жителей там немного, а вещать надо с отдельного спутника. Хотя канал «Наш футбол» на Дальнем Востоке вещает.


— Вы вещаете и на Украине. Планируете ли выходить в другие страны СНГ?


— Рынок России сейчас гораздо больше, чем рынок СНГ, тем более что на Украине мы уже работаем. Поэтому основные усилия мы направляем на Россию. Но при этом мы работаем с кабельными сетями в странах СНГ: распространяем там каналы нашего производства, права на продажу которых у нас есть. Кроме того, при выходе, например, на рынок Казах­стана есть опасность оказаться в положении западного игрока, пришедшего в Россию. Все этнические рынки очень специфические и требуют мощной локализации контента. Так что проект может оказаться коммерчески неуспешным еще до начала реализации.


— Компания «НТВ-Плюс» образовалась в 1996 году, а рентабельной стала лишь в 2004 году. Почему потребовалось так много времени?



— В этом бизнесе есть определенное количество постоянных затрат: покупка контента, техническое совершенствование, затраты на передачу сигнала и др. Чтобы покрыть их, телекомпании нужно собрать определенное количество абонентов. «НТВ-Плюс» понадобилось восемь лет, чтобы перевалить за 360 тыс. абонентов, что позволило выйти на окупаемость. Это, кстати, иллюстрация к нашему разговору о том, почему зарубежные игроки пока не выходят в Россию: срок окупаемости проекта в России долгий. Но с 2004 года «НТВ-Плюс» остается прибыльной компанией, сейчас мы возвращаем кредиты нашим акционерам.


— Недавно вы запустили HD-каналы. Какие вы видите перспективы этого формата?


— Количество HD-каналов будет расти. Техническая составляющая абонентского оборудования, проще говоря — телевизоров, обогнала контентное предложение вещателей. Уже несколько лет большая часть новых телевизоров имеет функцию HD ready. Получается, люди платят за нее, но не могут использовать. Мы решили заполнить вакуум и запустили HD-пакет. По похожему пути шли и западные операторы, которые начинали работать в HD-формате с трех-четырех каналов. К концу года, думаю, нам удастся подписать на HD-пакет до 20 тыс. абонентов.


— Как коснется «НТВ-Плюс» федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации»?



— Она затронет всех игроков платного телевидения. Речь может идти об изменении телевизионного ландшафта страны. Сейчас абоненты не задумываются, какого оператора им выбрать, скорее они думают о том, достаточно ли им эфирного телевидения или нужно платное. Но в 2015 году Россия обязана прекратить аналоговое вещание. Пока конкретной программы действий нет: непонятен стандарт вещания, исполнители, принцип получения частот, как частоты будут нарезаны по территории России и т.д. Нам кажется справедливым, что в стране должно остаться бесплатное эфирное цифровое телевидение с сущест­вующими сейчас игроками. Система в целом должна сохраниться. Нельзя отдавать на откуп частным компаниям эфирное пространство страны.


— Какие финансовые показатели в прошлом году, какие будут в текущем?


— Наша выручка растет быстрее запланированной, это дает возможность предположить, что рынок в целом растет и развивается. В 2006 го­ду выручка компании составила более 200 млн долл. Быстро растет и число наших абонентов. Поэтому есть все основания полагать, что по сравнению с 2006 годом в этом году ожидается еще более значительный рост.

Дата публикации: 01.04.2007

Источник: РБК-daily

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Похожие публикации

Комментарии

Оставлять комментарии возможно только через 10 дней после регистрации.

Сообщения

Комментарии
Форум

Голосование

Интерфейс для медиаплееров какого производителя вам кажется наиболее удобным?

Поиск

Рассылки Subscribe.Ru