Сыграть в "ящик". Сколько стоит вход на рынок платного телевидения.

Сыграть в "ящик". Сколько стоит вход на рынок платного телевидения. Эксперты расходятся в оценках рынка платного телевидения, но говорят о перспективности вложений в кабельное, спутниковое и интернет-телевидение. Особенно инвесторам стоит присмотреться к рынку производства контента. Традиционно рынок платного ТВ делят кабельный и спутниковый сегменты. За последние несколько лет существенным в доле российского платного ТВ стало интернет-телевидение (IP-TV), доставляемое абонентам через IP-протокол. В ближайшем будущем, с запуском в 2007—2008 годах сразу несколькими операторами телевещания в формате DVB-H, эксперты прогнозируют формирование пока еще не сложившегося в России рынка мобильного телевидения.

Аналитики исследовательских агентств значительно расходятся в рыночных оценках. Данные по объему рынка платного ТВ в 2006 году колеблются в пределах $400—600 млн. Причина расхождений, по мнению экспертов компании Discovery Research Group, заключается в том, что рынок неоднороден и сейчас находится в стадии активного формирования. Эксперты также дают разные оценки прироста отрасли, называя показатели от 25% до 45% в год.

Самым весомым сегментом платного телевидения считается кабельное ТВ. По данным агентства iKS-Consulting, число абонентов этого сегмента в апреле 2007 года достигло 13,5 млн (тогда как весь рынок платного ТВ включает около 14,1 млн подписчиков). Более половины абонентов кабельного ТВ (7,5 млн) контролируют шесть крупнейших игроков: "Нафта", АФК "Система", "Связьинвест", "Мультирегион", "ЭР-телеком" и "Реновамедиа". На долю лидера — холдинга "Нафта" (компании "Мостелеком" и Санкт-Петербургское кабельное телевидение) — приходится 34,2% общей абонентской базы кабельного ТВ. Другой лидер — входящий в АФК "Система" холдинг "Система масс-медиа" (СММ, бренд "Стрим-ТВ") — владеет 10,8%. На долю каждого из остальных холдингов приходится не более 4% от общего числа абонентов.

Всего на российском рынке действуют около 600 кабельных операторов, но только у 66 из них база превышает 20 тыс. абонентов. Аналитик агентства ACMConsulting Елена Саянина отмечает, что этап активности серьезных сделок для кабельного ТВ позади — операторы уже распределены между ведущими игроками. Пока остается открытым вопрос о возможности покупки каким-либо из холдингов крупного регионального оператора "Мультирегион". Участники рынка говорят, что компания делала предложения холдингам СММ, "Ренова-медиа" и "Нафта". По мнению аналитика iKSConsulting Елены Крыловой, в ближайшее время рынок кабельного ТВ ожидает дальнейшая консолидация. В технологическом аспекте операторы займутся активным строительством мультисервисных сетей.

Техническая модернизация сетей — один из важнейших факторов в увеличении доходности кабельного ТВ. Переход на цифровое вещание позволит операторам более широко продавать коммерческие пакеты. Однако цифровые технологии требуют наличия оптоволоконных сетей, а инвестиции в их строительство могут позволить себе только крупные холдинги.

По мнению аналитиков Discovery Research Group, кабельное ТВ — фондоемкий бизнес, требующий серьезных инвестиций, но при этом низкорентабельный, что предполагает значительный срок окупаемости. Но Елена Крылова считает, что из всех видов платного ТВ кабельное наиболее привлекательно для внешних инвестиций: кроме телевидения оператор получает возможность предоставления услуг широкополосного доступа в интернет и телефонии.

Кроме того, в свете грядущего перехода эфирного телевидения в цифровой формат, запланированного в соответствии с государственной программой на 2011 год, в выигрышном положении окажутся как раз те операторы, которые успели к этому подготовиться. Уже сейчас эфирные телеканалы ведут работу по созданию контента для будущего вещания в цифровом формате.

ВГТРК год назад запустила неэфирный канал новостей "Вести 24". "Первый канал" выпускает уже пять неэфирных телеканалов разной тематики и готовит еще около 20. О готовности к производству неэфирного ТВ заявляли также топ-менеджеры телекомпаний CTC Медиа и ТНТ.

Самым затратным для инвестиций, по мнению Елены Саяниной, является сегмент спутникового ТВ, количество абонентов которого весной 2007 года составляло 513 тыс. человек. Расходы на привлечение одного абонента у операторов спутникового ТВ- $50—100. Рынок спутникового ТВ до недавних пор фактически был представлен только дочерней компанией холдинга "Газпром-медиа" "НТВ-плюс".

По итогам первого полугодия 2007 года выручка оператора была на уровне $119 млн. Аналитик Елена Крылова утверждает, что главным событием 2007 года для спутникового ТВ стало появление конкурентов "НТВ-плюс" — операторов "Триколор ТВ" и "Орион экспресс". Их преимуществом эксперты называют низкую стоимость для абонентов, тогда как пакеты "НТВ-плюс" рассчитаны на премиальный сегмент. Кроме того, на Дальнем Востоке у "НТВ-плюс" начнет вещание в конце года лишь один канал — "Наш футбол", а, к примеру, "Орион экспресс" охватывает всю Россию.

Наибольшей активностью на рынке платного телевидения отличается сегмент IP-TV. Елена Крылова отмечает рост числа компаний, предоставляющих эту услугу. Программный директор компании "Комстар-директ" (бренд "Стрим") Мераб Габуния среди плюсов называет возможность внедрения на платформе IP-TV дополнительных сервисов, приносящих доход оператору и повышающих среднемесячный доход на абонента, а также менее затратное по сравнению с другими технологиями внедрение и развитие инфраструктуры.

Основная проблема российского платного ТВ, по общему мнению экспертов, заключается в нехватке качественного контента. Собственное производство есть у операторов "НТВ-плюс" и "Стрим-ТВ", причем операторы выпускают каналы не только для собственных нужд, но и для продажи в кабельные сети. Производство в России контента для платного ТВ находится на начальном этапе, считает Мераб Габуния, но этот процесс развивается, и количество постепенно перерастает в качество. "Инвесторы, чтобы не упустить рынок, должны "поймать" этот момент перехода,- говорит он.- Тогда они смогут контролировать процесс качественного превращения и, собственно, развитие российского рынка контента".

Владимир Ханумян, исполнительный директор "СТС Медиа": "Государственная программа перехода эфирного телевидения на цифровое вещание через несколько лет перевернет рынки как платного, так и эфирного телевидения. Успех реализации программы по переводу страны на цифровое телевещание зависит от трех основных аспектов. Во-первых, необходимо четко сформулировать задачи государства, поскольку "цифра" не просто эфирное цифровое вещание, но и вся мультимедийная среда, которая складывается буквально у нас на глазах.

Если говорить о технологических аспектах программы, то она должна содержать описание всех этапов создания новой инфраструктуры: кто, как, в какие сроки и на какие средства обеспечит передачу цифрового сигнала и его прием во всех домохозяйствах страны. 70 млн россиян живут в городах с населением менее 100 тыс. человек, эти города инвестиционно мало привлекательны, поэтому о них обычно "забывают", а ведь на них приходится почти половина населения страны. "Телевизионная картина мира", если можно так выразиться, должна быть единой от Калининграда до Камчатки, от крупного мегаполиса до небольшого городка.

Во-вторых, переход на цифровое вещание ни в коем случае не должен разрушить сложившееся в стране в последние годы единое телевизионное пространство. Поэтому другой важнейший, на мой взгляд, компонент правильной программы цифровизации — единая для всех вещателей, территорий и каналов доставки сигнала система госрегулирования в период перехода к мультимедийной среде: в эфире, "кабеле", "спутнике", на мобильной платформе, в интернете.

В-третьих, регулятор должен обеспечить равный доступ на цифровую платформу для всех существующих сегодня эфирных вещателей. Стоит ли увеличивать число эфирных каналов и размывать, таким образом, рекламный рынок- вопрос, ведь роль больших эфирных телеканалов в развитии индустрии сегодня трудно переоценить. Эфирные телекомпании серьезно инвестируют в программинг. Модель платного телевидения другая, платным телеканалам нужно всего 400—600 часов продукции в год, на порядок меньше, чем эфирным. Так что вклад этих двух групп в развитие телевидения как индустрии несоизмерим. Мне кажется, что, не размывая рекламный рынок и не ослабляя его основных игроков, программа цифровизации могла бы создать "рядом" новый для нашей страны сегмент платного ТВ, стимулировать его рост".

Источник: Ольга Гришаева, Business & Financial Markets
www.mediaatlas.ru

Дата публикации: 24.08.2007

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Похожие публикации

Комментарии

Оставлять комментарии возможно только через 10 дней после регистрации.

Сообщения

Комментарии
Форум

Голосование

Интерфейс для медиаплееров какого производителя вам кажется наиболее удобным?

Поиск

Рассылки Subscribe.Ru