И целого 5.1 мало

Многоканальный звук постоянно эволюционирует вместе с изображением. Еще недавно на VHS мы восхищались Dolby Pro-Logic, потом на Laserdisc появился настоящий 5.1-канальный раздельный цифровой саунд AC-3 и DTS, а DVD впервые предложил схему 6.1. Именно тому, как улучшить звучание формата 6.1 на HD-дисках, и посвящена данная статья.

И целого 5.1 мало




Предыстория

И целого 5.1 мало
Интересно, что первый фильм со звуком Dolby Digital Sorround EX сначала вышел на LD в Японии


Фильм Джорджа Лукаса «Звездные войны. Эпизод I. Скрытая угроза» («Star Wars Episode I: The Phantom Menace») установил новый стандарт для пространственного звука — Dolby Digital Surround EX. Этот формат был разработан компанией Джорджа Лукаса Lucasfilm совместно с Dolby Laboratories. Причем на момент выхода фильма ни один цифровой аудио декодер для домашнего кинотеатра не мог выделять центральный тыловой канал, закодированный в тылы матричным способом. Но так как новый звуковой формат существенно улучшал объем звуковой картины, энтузиасты домашнего кинотеатра нашли легкий способ декодировать его с помощью существующей аппаратуры. Так как центральный тыловой канал был закодировал в правый и левый тылы тем же способом, как и в старом добром Dolby Pro-Logic, его можно было декодировать обычным декодером Dolby Pro-logic. Причем такой внешний декодер способен выделить центральный тыл не только из звуковых дорожек Dolby Digital Surround EX, но и обычных Dolby Digital 5.1. Такой тандем декодеров Dolby Digital 5.1 и Dolby Pro-Logic был вполне эффективен до тех пор пока не появились новая аппаратура, совместимая с 6.1-канальным форматом EX.



Как HD на дисках воскресило старую проблему

Ресиверы, имеющие EX-декодеры, декодируют 6.1-канальные дорожки, полученные только по «цифре», но они не раскладывают матричные сигналы с аналоговых входов. Однако очень важная деталь — подавляющее большинство проигрывателей Blu-ray (и HD DVD), на которых возложена задача декодирования новых высококачественных аудиокодеков, имеют только аналоговый аудиовыход 5.1, а не 6.1-канальный и тем более не 7.1. таким образом приходится делать выбор между внутренним декодированием аудиосигнала плеером, обеспечивающим наилучшее качество, но без центрального тылового канала, и между 6.1 / 7.1-канальным звуком, декодированным с помощью ресивера по цифровому входу, который может пропускать только сжатые и менее акустически точные цифровые потоки (не все ресиверы поддерживают многоканальный PCM через HDMI — прим. редактора).

И тут, как и в случае с Dolby Digital Surround EX, на помощь может придти старый декодер или ресивер Dolby Pro-Logic.



Как работает Dolby Pro-Logic

Не суть важно фронтальные звуковые каналы или тыловые — принципы работы Dolby Pro-Logic идентичны. Если необходимо поместить звук в центральный канал, его кодируют синфазно, сигналами равной амплитуды как в правом, так и в левом стерео каналах. Когда такой матричный сигнал проходит через декодер Dolby Surround, сигналы, записанные синфазно с одинаковой амплитудой отправляются в центральный звуковой канал с помощью активного матричного декодирования с улучшенной логикой разделения каналов. Манипулируя свойствами звука в двух фронтальных каналах, центральный извлекается довольно точно и без особых проблем. Таков основной принцип декодирования тыловых каналов и в Dolby Digital Surround EX.



Псевдо EX

Сигналы в раздельном цифровом саундтреке расположены синфазно и с равной амплитудой в правом и левом тыловых каналах дорожки 5.1 для того, чтобы создать звуковые эффекты над зрителем либо непосредственно за ним. Это так называемый фантомный эффект, расположенный в пространстве между двумя тыловыми акустическими системами. И, кстати, если разместить тыловые колонки на боковых стенах равноудаленно от слушателя, звук как будто будет у него в голове, такой же эффект возникает когда слушаешь монофонический сигнал в стереонаушниках.

Звуковой формат EX был разработан для того, чтобы вынести этот «фантомный» звуковой образ из двух тыловых колонок и поместить его в дополнительную колонку (либо в две) прямо за слушателем. Как было объяснено выше в формате Dolby Pro-Logic из двух фронтальных каналов извлекается центральный. Но ровно таким же образом из двух раздельных тыловых каналов дорожки 5.1 можно извлечь информацию для центральной тыловой АС. На схеме показано как именно подключить BD- или HD DVD-проигрыватель с 5.1-канальным аналоговым выходом к декодеру Dolby Pro-Logic и AV-ресиверу, чтобы получить 6.1-канальный звук.



Соединения и настройки

И целого 5.1 мало


Соедините левый тыловой аналоговый аудиовыход плеера с левым фронтальным аудиовходом декодера (или ресивера) Dolby Pro-Logic.

Соедините правый тыловой аналоговый аудиовыход плеера с правым фронтальным аудиовходом декодера (или ресивера) Dolby Pro-Logic.

Соедините правый фронтальный аудиовыход декодера (или ресивера) Dolby Pro-Logic с правым тыловым аудиовходом 6.1- (или 7.1) канального EX-совместимого декодера или ресивера.

Соедините левый фронтальный аудиовыход декодера (или ресивера) Dolby Pro-Logic с левым тыловым аудиовходом 6.1- (или 7.1) канального EX-совместимого декодера или ресивера.

Соедините центральный фронтальный аудиовыход декодера (или ресивера) Dolby Pro-Logic с центральным тыловым аудиовходом 6.1- (или 7.1) канального EX-совместимого декодера или ресивера.

Наконец, сабвуферный, правый, центральный и левый фронтальные аудиовыходы плеера с сабвуферным, правым, центральным и левым фронтальным аудиовходам 6.1- (или 7.1) канального EX-совместимого декодера или ресивера.

Последний шаг заключается в настройке уровней звука с помощью тестового диска (например, Digital Video Essentials). Причем уровень звука можно отрегулировать несколькими способами: выходные уровни звука HD-проигрывателя; входные уровни декодера (или ресивера) Dolby Pro-Logic; выходные уровни декодера (или ресивера) Dolby Pro-Logic; входные уровни 6.1- (или 7.1) канального EX-совместимого декодера или ресивера.

Если EX-совместимый декодер или ресивер позволяет установить временную задержку индивидуально для каждого канала, стоит настроить по этому параметру центральный тыловой канал (и для остальных каналов, если они не были установлены раньше). Установка задержек — одно из самых проблемных мест в данной схеме, так как далеко не все процессоры позволяют менять этот параметр на входных аналоговых аудиосигналах.



6.1 или 7.1

THX рекомендует использовать две тыловые центральные колонки, при этом их нужно разместить за зрителем, в то время как правую и левую тыловые колонки на боковых стенах. Но в данном случае есть опасность возникновения так называемого «эффекта гребенки» или раздвоения, когда моносигнал воспроизводится двумя колонками, расположенными на разном расстоянии от уха слушателя. Чтобы этот эффект не возникал возможно оптимальным вариантом является установка одной тыловой центральной АС. Ну и конечно использование всех колонок одного производителя с одинаковыми звуковыми динамиками позволяет достичь хорошего сочетания тембра и наиболее цельной звуковой картины.



Впечатления от прослушивания

Использование вышеописанной схемы позволяет получить полноценный 6.1-канальный звук не зависимо от того кодирована дорожка EX или нет, шесть дискретных звуковых каналов (включая сабвуфер) и один выделенный декодером Pro-Logic центральный тыл правильно располагаются в звуковом поле на 180° вокруг слушателя. Правда есть одно исключение — если тыловые сигналы получены из старых дорожек 4.0 или 4.1, монофонический тыл сосредоточится в центральной колонке. В этом случае стоит включить систему в обычном режиме 5.1. Кстати вышеописанный эффект возникает не только в псевдо EX схеме, но также если EX-ресивер или декодер генерирует центральный тыл самостоятельно.

Для того чтобы проверить схему псевдо EX на практике были выбраны несколько наиболее показательных фрагментов из фильмов, где активно задействованы пространственные эффекты. Это разговор рыцаря Боуена и дракона Драко в «Сердце дракона» («Dragonheart»), захват самолета в «Самолете президента» («Air Force One»), начальная сцена с обрывками теле- и радиопередач в космосе в «Контакте» («Contact»), начальная сцена «Маски Зорро» («Mask of Zorro»), в которой зритель будто бы оказывается в гуще толпы, и, наконец, сцена перестрелки в лагере партизан в «Хищнике (»Predator«). Причем все эти ленты имеют обычные 5.1-канальные звуковые дорожки, а не EX 6.1.

И целого 5.1 мало
Кликните на картинку для ее увеличения
Дракон Драко разговаривает с рыцарем, летая при этом вокруг него — самая эффектная сцена в «Сердце дракона»


Результат оказался весьма впечатляющим. Звуковые эффекты, которые раньше как бы проходили через голову (фантомный звуковой образ), теперь совершенно очевидно оказались позади зрителя. Тыловая звуковая картина стала более подробной и детальной. Звуковые образы стали более гладко перемещаться справа и слева, а также за слушателем. Голос летающего вокруг рыцаря (и соответственно, зрителя) дракона превосходно перемещался по кругу. Редио- и телепередачи в «Контакте» перемещались в разных направлениях. Выстрелы в «Самолете президента» замечательно прослеживались в пространстве. В «Маске Зорро» погружение в толпу было очень реалистичным — на голоса людей хотелось обернуться.

И целого 5.1 мало
На поверку звук первого DVD-издания «Хищника» — 4.1, хотя и записан в 5.1


Что касается «Хищника», то оба боковых тыловых каналов оказались в центральном тыле. Дело в том, что 5.1-канальная дорожка этого фильма была сделана из оригинальной, которая записана в 4.1, и тыловые каналы так и остались монофоническими. Декодер Dolby Pro-Logic в этом случае технически правильно направляет правый и левый тылы в центр, но если просто выключить режим Dolby Pro-Logic, то тылы не будут обрабатываться декодером, а боковые тыловые колонки заработают (при этом тыловой центр «замолчит»).



Вместо заключения

Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что имея старый декодер или ресивер Dolby Pro-Logic не стоит спешить от него избавиться, ему можно найти достойное применение в системе псевдо EX. Конечно, на слух он может «не сыграться» с вашим новым EX-ресивером, но если возникнут такие проблемы вернуться к привычной конфигурации можно всегда.

Дата публикации: 01.08.2008

Источник: HDTV.ru
При цитировании материалов сайта HDTV.ru частично или полностью, ссылка на первоисточник обязательна.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Похожие публикации

Комментарии

№1: 5 августа 2008 10:33
приходится делать выбор между внутренним декодированием аудиосигнала плеером, обеспечивающим наилучшее качество...
...который может пропускать только сжатые и менее акустически точные цифровые потоки...

_____________________
Чего-чего? 0_х А HDMI 1.3 ?
№2: 5 августа 2008 19:52
имелось в виду, что не все ресиверы поддерживают многоканальный PCM через HDMI
№3: 6 августа 2008 12:33
Нет -это не так,PCM через SonyPanasonicDIF максимально 1,5Mbps,след.только стерео.Но сегодняшние Audio/Videо ресиверы вполне справляються с многоканальным PCM,который был передан с проигрывателя(который кодировал DTS-HD или D True-HD в промежуточный PCM),с которым справляеться вполне HDMI 1.0. (прада не выше чем 24/96,если выше то только стерео),а вот полное кодирование доверить ресиверу (с проигрывателя отправляеться некодированный поток битстрим) уже необходим HDMI 1.3
Итого,чтобы преобразовать цап`ом ресивера многоканальную импульсно-кодовую модуляцию необходим HDMI любой версии.
№4: 7 августа 2008 17:35
не спорю, в тексте имелось в виду, что есть КОНКРЕТНЫЕ МОДЕЛИ РЕСИВЕРОВ, которые не понимают многоканальный PCM по цифре

Оставлять комментарии возможно только через 10 дней после регистрации.

Сообщения

Комментарии
Форум

Голосование

Интерфейс для медиаплееров какого производителя вам кажется наиболее удобным?

Поиск

Рассылки Subscribe.Ru