HDTV.ru > Новости индустрии > Сыграть в "ящик". Сколько стоит вход на рынок платного телевидения.

Сыграть в "ящик". Сколько стоит вход на рынок платного телевидения.


24.08.2007
Сыграть в "ящик". Сколько стоит вход на рынок платного телевидения. Эксперты расходятся в оценках рынка платного телевидения, но говорят о перспективности вложений в кабельное, спутниковое и интернет-телевидение. Особенно инвесторам стоит присмотреться к рынку производства контента. Традиционно рынок платного ТВ делят кабельный и спутниковый сегменты. За последние несколько лет существенным в доле российского платного ТВ стало интернет-телевидение (IP-TV), доставляемое абонентам через IP-протокол. В ближайшем будущем, с запуском в 2007—2008 годах сразу несколькими операторами телевещания в формате DVB-H, эксперты прогнозируют формирование пока еще не сложившегося в России рынка мобильного телевидения.

Аналитики исследовательских агентств значительно расходятся в рыночных оценках. Данные по объему рынка платного ТВ в 2006 году колеблются в пределах $400—600 млн. Причина расхождений, по мнению экспертов компании Discovery Research Group, заключается в том, что рынок неоднороден и сейчас находится в стадии активного формирования. Эксперты также дают разные оценки прироста отрасли, называя показатели от 25% до 45% в год.

Самым весомым сегментом платного телевидения считается кабельное ТВ. По данным агентства iKS-Consulting, число абонентов этого сегмента в апреле 2007 года достигло 13,5 млн (тогда как весь рынок платного ТВ включает около 14,1 млн подписчиков). Более половины абонентов кабельного ТВ (7,5 млн) контролируют шесть крупнейших игроков: "Нафта", АФК "Система", "Связьинвест", "Мультирегион", "ЭР-телеком" и "Реновамедиа". На долю лидера — холдинга "Нафта" (компании "Мостелеком" и Санкт-Петербургское кабельное телевидение) — приходится 34,2% общей абонентской базы кабельного ТВ. Другой лидер — входящий в АФК "Система" холдинг "Система масс-медиа" (СММ, бренд "Стрим-ТВ") — владеет 10,8%. На долю каждого из остальных холдингов приходится не более 4% от общего числа абонентов.

Всего на российском рынке действуют около 600 кабельных операторов, но только у 66 из них база превышает 20 тыс. абонентов. Аналитик агентства ACMConsulting Елена Саянина отмечает, что этап активности серьезных сделок для кабельного ТВ позади — операторы уже распределены между ведущими игроками. Пока остается открытым вопрос о возможности покупки каким-либо из холдингов крупного регионального оператора "Мультирегион". Участники рынка говорят, что компания делала предложения холдингам СММ, "Ренова-медиа" и "Нафта". По мнению аналитика iKSConsulting Елены Крыловой, в ближайшее время рынок кабельного ТВ ожидает дальнейшая консолидация. В технологическом аспекте операторы займутся активным строительством мультисервисных сетей.

Техническая модернизация сетей — один из важнейших факторов в увеличении доходности кабельного ТВ. Переход на цифровое вещание позволит операторам более широко продавать коммерческие пакеты. Однако цифровые технологии требуют наличия оптоволоконных сетей, а инвестиции в их строительство могут позволить себе только крупные холдинги.

По мнению аналитиков Discovery Research Group, кабельное ТВ — фондоемкий бизнес, требующий серьезных инвестиций, но при этом низкорентабельный, что предполагает значительный срок окупаемости. Но Елена Крылова считает, что из всех видов платного ТВ кабельное наиболее привлекательно для внешних инвестиций: кроме телевидения оператор получает возможность предоставления услуг широкополосного доступа в интернет и телефонии.

Кроме того, в свете грядущего перехода эфирного телевидения в цифровой формат, запланированного в соответствии с государственной программой на 2011 год, в выигрышном положении окажутся как раз те операторы, которые успели к этому подготовиться. Уже сейчас эфирные телеканалы ведут работу по созданию контента для будущего вещания в цифровом формате.

ВГТРК год назад запустила неэфирный канал новостей "Вести 24". "Первый канал" выпускает уже пять неэфирных телеканалов разной тематики и готовит еще около 20. О готовности к производству неэфирного ТВ заявляли также топ-менеджеры телекомпаний CTC Медиа и ТНТ.

Самым затратным для инвестиций, по мнению Елены Саяниной, является сегмент спутникового ТВ, количество абонентов которого весной 2007 года составляло 513 тыс. человек. Расходы на привлечение одного абонента у операторов спутникового ТВ- $50—100. Рынок спутникового ТВ до недавних пор фактически был представлен только дочерней компанией холдинга "Газпром-медиа" "НТВ-плюс".

По итогам первого полугодия 2007 года выручка оператора была на уровне $119 млн. Аналитик Елена Крылова утверждает, что главным событием 2007 года для спутникового ТВ стало появление конкурентов "НТВ-плюс" — операторов "Триколор ТВ" и "Орион экспресс". Их преимуществом эксперты называют низкую стоимость для абонентов, тогда как пакеты "НТВ-плюс" рассчитаны на премиальный сегмент. Кроме того, на Дальнем Востоке у "НТВ-плюс" начнет вещание в конце года лишь один канал — "Наш футбол", а, к примеру, "Орион экспресс" охватывает всю Россию.

Наибольшей активностью на рынке платного телевидения отличается сегмент IP-TV. Елена Крылова отмечает рост числа компаний, предоставляющих эту услугу. Программный директор компании "Комстар-директ" (бренд "Стрим") Мераб Габуния среди плюсов называет возможность внедрения на платформе IP-TV дополнительных сервисов, приносящих доход оператору и повышающих среднемесячный доход на абонента, а также менее затратное по сравнению с другими технологиями внедрение и развитие инфраструктуры.

Основная проблема российского платного ТВ, по общему мнению экспертов, заключается в нехватке качественного контента. Собственное производство есть у операторов "НТВ-плюс" и "Стрим-ТВ", причем операторы выпускают каналы не только для собственных нужд, но и для продажи в кабельные сети. Производство в России контента для платного ТВ находится на начальном этапе, считает Мераб Габуния, но этот процесс развивается, и количество постепенно перерастает в качество. "Инвесторы, чтобы не упустить рынок, должны "поймать" этот момент перехода,- говорит он.- Тогда они смогут контролировать процесс качественного превращения и, собственно, развитие российского рынка контента".

Владимир Ханумян, исполнительный директор "СТС Медиа": "Государственная программа перехода эфирного телевидения на цифровое вещание через несколько лет перевернет рынки как платного, так и эфирного телевидения. Успех реализации программы по переводу страны на цифровое телевещание зависит от трех основных аспектов. Во-первых, необходимо четко сформулировать задачи государства, поскольку "цифра" не просто эфирное цифровое вещание, но и вся мультимедийная среда, которая складывается буквально у нас на глазах.

Если говорить о технологических аспектах программы, то она должна содержать описание всех этапов создания новой инфраструктуры: кто, как, в какие сроки и на какие средства обеспечит передачу цифрового сигнала и его прием во всех домохозяйствах страны. 70 млн россиян живут в городах с населением менее 100 тыс. человек, эти города инвестиционно мало привлекательны, поэтому о них обычно "забывают", а ведь на них приходится почти половина населения страны. "Телевизионная картина мира", если можно так выразиться, должна быть единой от Калининграда до Камчатки, от крупного мегаполиса до небольшого городка.

Во-вторых, переход на цифровое вещание ни в коем случае не должен разрушить сложившееся в стране в последние годы единое телевизионное пространство. Поэтому другой важнейший, на мой взгляд, компонент правильной программы цифровизации — единая для всех вещателей, территорий и каналов доставки сигнала система госрегулирования в период перехода к мультимедийной среде: в эфире, "кабеле", "спутнике", на мобильной платформе, в интернете.

В-третьих, регулятор должен обеспечить равный доступ на цифровую платформу для всех существующих сегодня эфирных вещателей. Стоит ли увеличивать число эфирных каналов и размывать, таким образом, рекламный рынок- вопрос, ведь роль больших эфирных телеканалов в развитии индустрии сегодня трудно переоценить. Эфирные телекомпании серьезно инвестируют в программинг. Модель платного телевидения другая, платным телеканалам нужно всего 400—600 часов продукции в год, на порядок меньше, чем эфирным. Так что вклад этих двух групп в развитие телевидения как индустрии несоизмерим. Мне кажется, что, не размывая рекламный рынок и не ослабляя его основных игроков, программа цифровизации могла бы создать "рядом" новый для нашей страны сегмент платного ТВ, стимулировать его рост".

Источник: Ольга Гришаева, Business & Financial Markets
www.mediaatlas.ru

Вернуться назад