HDTV.ru > Это интересно > Правда о 6K

Правда о 6K


18.09.2008
Если домашний кинотеатр переживает переход к разрешению 1920x1080 или 2К, то кинозалы готовятся к 4K. А студия Warner недавно объявила о переводе своей классической ленты «Звезда родилась» в разрешение 6К. Попробуем разобраться: это новомодный маркетинговый шаг или реальный прирост в качестве?


Правда о 6K


Что такое 4К?

Сокращение 4К означает разрешение, равное примерно 4000 пикселей по горизонтали. 4К используется в различных цифровых форматах при съемке на цифровую или обычную 35 мм камеру (в последнем случае пленка сканируется покадрово и переводится в цифру). Фильмы в 4К демонстрируют в кинотеатрах, оснащенных цифровыми проекторами, а также используют для перевода в «домашние» HD-форматы. Так как источник с разрешением 4К имеет куда больше пикселей, чем в общепринятом для домашнего HD-видео 1080р (или, другими словами, 2К), изображение после такого трансфера отличается лучшей детализацией. Ниже приведена таблица наиболее широко используемых форматов и разрешений:

Кино форматыСоотношение сторон кадраГоризонтальное разрешениеКоличество мегапикселей на один кадр
2K4K2K4K
Academy Standard1.37 : 11828 x 13323626 x 26642.4 MP9.7 MP
Academy Flat1.85 : 11998 x 10803996 x 21602.2 MP8.6 MP
Anamorphic Scope2.39 : 12048 x 8584096 x 17141.8 MP7.0 MP


А на этой схеме визуально показаны различия в общепринятых кино форматах с различными соотношениями сторон кадра:
Правда о 6K


Первая цифровая 4К камера, Dalsa Origin, разработана компанией Dalsa Corporation и была продемонстрирована публике в 2003 году. Однако доступной для использования она стала лишь в 2006 году, ее можно взять в аренду за $3000 в день. Эта камера идеально подходит для съемок сцен с большим количеством спецэффектов. Она работает с разрешением 4046х2048 пикселей (4К х 2К), но главная ее «фишка» - высокий динамический диапазон. Dalsa Origin снимает несжатые кадры RAW с динамическим диапазоном16 bit, когда как конкуренты «осилили» лишь 8, 10 или 12 bit. Dalsa Origin может снимать со скоростью от 1 до 30 кадров в секунду, причем в ней используются такие же линзы, как и в обычных 35 мм камерах, и она сравнима с ними по габаритам. Интересно, что одна секунда съемки такой камерой «весит» примерно 400 мегабайт. Несколько таких камер было задействовано в съемках новой серии бондиады «Квант милосердия» («Quantum of Solace»), которая выйдет на экраны в ноябре этого года.
Правда о 6K



От 4К до 6К

В числе самых передовых студий, Sony Pictures представила этим летом свой блокбастер «Хэнкок» («Hancock») в разрешении 4К, причем лишь в некоторых кинотеатрах, оснащенных соответствующим оборудованием.

А Warner Bros. сделала еще более впечатляющее заявление – свою классическую ленту «Звезда родилась» («A Star Is Born») студия переводит в цифровой формат с разрешением 6К (при том что уже имеет трансфер в 4К). Вслед за новой оцифровкой последует выпуск ленты на Blu-ray и DVD, правда уже в разрешении допустимом каждым из этих форматов, а именно – 1080р и 480р соответственно.

Напомним, что лента «Звезда родилась» была снята в 1954 году и является общепризнанной классикой. В фильме Джуди Гарланд и Джеймс Мэйсон играют голливудских знаменитостей, чьи судьбы пересекаются, причем одна звезда только восходит на голливудский Олимп, а вторая так же стремительно гаснет в алкогольном забвении.

Абстрагируясь от справедливости выбора студии, в библиотеке которой предостаточно картин, достойных подобного обновления, попробуем разобраться: неужели 6К дает настолько заметные улучшения по сравнению с 4К?

Безусловно, 6К – значительный скачок по сравнению с распространенными сейчас стандартами 2К и 4К. Сделать подобный трансфер – весьма трудоемкое предприятие, требующее нескольких месяцев работы. Продолжительность ленты составляет около 190 мин. И финальный вариант фильма будет представлять собой впечатляющий массив данных – для сравнения один час кинокартины в разрешении 6К занимает около 10,5 Тб.

«Чем выше разрешение, тем сложнее обращаться с массивом данных» - считает Роберт Харрис, работавший над реставрацией таких лент, как «Крестный отец», «Лоуренс Аравийский» и «Моя прекрасная леди». Харрис считает, что с фильмом в 6К значительно сложнее обращаться в постпродакшене: «Трансфер фильма в 4К уже впечатляет. Он содержит в 4 раза больше данных, чем 2К. Поэтому, скорее всего отсканированный 6К материал перед обработкой будет переведен в 4К».


Стоит ли игра свеч?

«Трансфер в 6К – это скорее всего маркетинг,» - считает Джон Лоури, курировавший работу по созданию HD и 4К -версий таких киношедевров, как «Гражданин Кейн», «Белоснежка и семь гномов», некоторых серий бондиады, а также коллекций «Звездных войн» и «Индиана Джонса». «Все, что есть в фильме формат 4К позволяет запечатлеть, вплоть до зернистости пленки. На практике, если в кадре присутствует какое-либо движение, то разрешение сразу становится ниже 4К, то же самое происходит, когда камера движется. Поэтому эта величина – довольно условна. Любое движение в кадре, и возникает размытость, и фактическое разрешение картинки снижается до 3К или даже 2К. Что вызвано техническими ограничениями затвора камеры (по сути, в фото происходит тоже самое, если камера или объект находится в движении). И если речь зашла о 6К, то почему сразу на 8К или 10К? С определенного момента увеличение разрешения кажется уже скорее смешным».

И 2К, и 4К предлагают зрителю потрясающее изображение, причем сохраняя все детали 35 мм фильма. Сегодняшнее медиа форматы имеют максимальное разрешение 2К (1080р), и его было бы достаточно, но многие фильмы сейчас переводятся в формат 4К для более точного соответствия оригиналу и хранения в студийных фильмотеках.

Как мы уже писали выше, 2К предлагает 2048 пикселей по горизонтали, 4К- 4096. Что же касается 6К, то горизонтальное разрешение этого формата – 6144 пикселя. Безусловно, впечатляет. Но при сканировании с пленки оно не добавляет никакой информации оригинальному фильму. Разве что зернистость, присущая старым картинам, станет еще заметнее.

Лоури считает, что линзы кинокамер, которые использовались при съемках 50 лет назад, сводят эффективность 6К практически к нулю. Фильм «Звезда родилась» был снят в CinemaScope, причем этот формат процветал еще 10 лет после завершения работы над картиной, прежде чем его заменил более совершенный Panavision. Поговаривают, что режиссер фильма, Джордж Цукор, ненавидел CinemaScope за то, что линзы искажали изображение, и даже сказал однажды, что чувствует будто снимает через гроб. Дело в том, что эта картины отнюдь не эпическая, которая выигрышно смотрится в широком кадре, а сфокусированная на персонажах. Поэтому режиссеру приходилось снимать края картинки в тени, чтобы зрителя ничто не отвлекало от игры актеров.

По мнению Лоури единственное преимущество 6К по сравнению с 4К, это небольшое увеличение детализации на уровне шумов, но даже 4К грешит заметным шумом (зерном) из-за высокой детализации, поэтому преимущество это весьма сомнительное. Что действительно может ощутимо сказаться на качестве картинки, по мнению Лоури, так это увеличение динамического диапазона (high dynamic range или HDR). Если перевести изображение из 10 bit в 16 bit, зритель увидит больше деталей в тенях и темных участках. 6К не даст столь заметных результатов, к тому же сам трансфер требует больших вложений – необходимо использовать новый дорогостоящий сканер пленки, такой как Northlight CCD. Именно поэтому большинство студий выбирают 4К для хранения классических лент своих фильмотек.

Кстати, Роберт Харрис использовал 6К сканер Northlight CCD, но лишь для того, чтобы перевести в цифру оригинальные субтитры «Крестного отца». Преследую цель, сделать цифровую копию как можно ближе к оригиналу, он решил не делать новые цифровые субтитры, а отсканировать оригинальные в 6К для лучшего качества и потом перевести их в 4К, в котором сканировался сам фильм.

Возможно, для будущих лент съемки в 6К будет оправдано (с условием, что кинозалы и домашние кинотеатры «дорастут» до такого разрешения). Но помимо банального увеличения разрешения, есть и другие факторы, влияющие на качество изображения, например с повышением частоты кадров вдвое (до 48 fps) можно существенно снизить зернистость и достичь феноменальной резкости.


А что же Warner?

Правда о 6K

Нэд Прайс, вице-президент отдела мастеринга Warner Bros. дал свое объяснение замены существующего трансфера 4К на 6К: «Warner Bros. сканирует ленту «Звезда родилась» в 6К в основном в целях реставрации и сохранения. Как студии, наша цель получить негатив с максимально возможной детализацией, чтобы затем хранить картину в цифровом архиве и применить, если потребуется, новые технологии в области оптики для лучшего представления фильма в будущем».
Вернуться назад