HDTV.ru > Это интересно > Фильмы и High Definition

Фильмы и High Definition


29.07.2008
Формат High Definition поднял качество изображения в домашнем кинотеатре на новый уровень, приблизив зрителя к тому видению фильма, которое задумывалось его создателями. Однако на пути к изданию киноленты на диске может возникнуть проблемы, о которых мы и расскажем в данной статье.



Кинотеатры: домашние и не только

Пожалуй, мечта каждого заядлого киномана – создать ощущение присутствия в настоящем кинотеатре у себя дома. И если дома установлен высококачественный проектор, про походы в кинотеатр можно забыть – картинка дома будет ничуть не хуже (естественно, с качественного источника).

Кстати, если уж речь зашла об источниках, то интересно сравнить впечатления от просмотра фильма дома в High Definition и в полноценном кинотеатре. Конечно, такое сравнение весьма условно – все-таки размеры экрана несколько разные. Однако Full HD проектор может легко вывести картинку 2,5 – 3 метра по диагонали, чего более чем достаточно для просмотра кино в квартире. А если выбрать в кинозале местоположение с таким же углом обзора, как и дома, то такое сравнение будет вполне корректным. Ведь речь идет именно о впечатлении от просмотра, эффекте присутствия. И вот что удивительно, даже невооруженным глазом заметно – в кинозале изображение выглядит куда более размытым и проигрывает по всем статьям фильму в HD по детализации. И это не говоря о повреждениях пленки, которых становиться все больше с каждым новым днем проката картины (чего не наблюдается разве что в цифровых кинотеатрах, которых пока не так много).

Фильмы и High Definition
Кликните на картинку для ее увеличения
DVD-издание Звездных войн Эпизод I хотя и имеют лого THX, но демонстрирует не самый лучший трансфер.


В связи с этим вспоминается история DVD-релиза первого эпизода «Звездных войн». Когда на вопрос журналистов, почему сертифицированный THX диск демонстрирует заметные недостатки картинки («мягкость» и ореолы вокруг некоторых объектов), специалист из компании THX дал несколько странное объяснение, что пленка-исходник имела приблизительно то же разрешение, что и DVD. Впрочем, если разобраться нет ничего странного – каждая новая напечатанная копия пленки становиться более размытой. К тому же даже самые первые отпечатанные пленки – на самом деле лишь отпечаток четвертого поколения (негатив переводится в интерпозитив, затем в интернегатив, и только с него печатаются прокатные копии). После всех этих пертурбаций прокатная копия теряет ни много, ни мало 48% качества оригинального негатива. А в самом кинотеатре ее ждут еще потери – далеко не всегда правильно настроен проектор, да и качество экранов может подвести. Именно по этим причинам настроенная картинка в 1080p дома выглядит куда привлекательнее. И нет ничего удивительного, что известные кинодеятели давно озабочены проблемой качества представления фильма в кинотеатре. Так, например, Джордж Лукас впервые широко применил цифровые кинокамеры 1080p24 и стал ярым приверженцем цифровых проекторов в кинозалах.

Фильмы и High Definition
Кликните на картинку для ее увеличения
Режиссер Джордж Лукас первый снял полностью цифровое кино на HD-камеры Sony Cine Alta HDW F900.


Причем даже при проекции на большой экран кинозала картинка 1080p демонстрирует отличную четкость. Во время фестиваля Blu-ray прошлой осенью в Голливуде Panasonic и Fox использовали 3-чиповый DLP проектор Panasonic для демонстрации дисков Blu-ray. Четкость и детализация изображения были поистине выдающимися. Таким образом, сейчас у энтузиастов домашнего кинотеатра появилась возможность видеть фильмы в качестве, превосходящем кинозальные 35 мм, в качестве приближенном к первой копии ленты, которую видят ее создатели.



Цифровое шумоподавление: быть или не быть?

Еще один аспект, касающийся наиболее достоверного представления фильма зрителю, касается непосредственно подготовки Blu-ray изданий. А именно цифрового шумоподавления (digital noise reduction или DNR), которое начали применять студии при подготовке BD-релизов. DNR избавляет картинку от зернистости, но при этом делает ее слишком размытой и «мягкой». Особенно страдает при этом отображение кожи – создается ощущение неестественности цветовых оттенков, словно с избытком наложенного макияжа. На примере одного и того же кадра из «Лабиринта Фавна» можно увидеть последствия использования DNR – американское издание лишено зернистости, но если обратить внимание на лицо актрисы, заметно теряет в детализации (особенно это видно на волосах). К тому же американский BD с DNR демонстрирует потери текстур на лице. Что интересно, именно более зернистый трансфер выглядит более естественно и достоверно, а главное – более «кинематографично».

Фильмы и High Definition
Кликните на картинку для ее увеличения
«Лабиринт Фавна» — американское издание.

Фильмы и High Definition
Кликните на картинку для ее увеличения
«Лабиринт Фавна» — британское издание.


Конечно, потенциально разница в изданиях для различных регионов может возникнуть из-за разного количества дополнительных материалов о съемках фильма. Если бюджет издания требует поместить бонусы и фильм на одном диске, то применение видео фильтров можно оправдать снижением последствий от высокой степени компрессии. Но в случае с «Лабиринтом Фавна» бонусы обоих изданий практически идентичны. Еще одна возможная причина видео различий – кодек. Как правило, AVC предлагает более приятную и показательную картинку, чем VC-1. Но и тут издания схожи. Набор звуковых дорожек, которые потенциально могут «отъесть» место на диске, тоже одинаков. Возможно, были использованы различные поколения исходников. Обычно чтобы получить наилучший результат для Blu-ray сканируют оригинальные негативы, а не копии. Таким образом, достигается самый высокий уровень детализации, при самом низком уровне зернистости. Но у британского релиза не только уровень зернистости выше, но и детализация. Отсюда можно сделать вывод, что американский издатель фильма New Line использовала цифровое шумоподавление, в то время как британский издатель Optimum Home Entertainment – нет. Причем не совсем понятны мотивы New Line, ведь «Лабиринт Фавна» совсем свежий фильм, и уровень зернистости у него совсем не критичный.

У Blu-ray есть уникальная возможность донести фильм до зрителя даже в лучшем виде, чем в кинозале. Зачем же намеренно снижать разрешение, используя видео фильтры? Пример с «Лабиринтом Фавна» показывает, что в частности фильтр используется для снижения зернистости. Но если фильм снимали на «цифру», то зернистость появляется в любом случае и является неотъемлемой частью картинки. Стоит убрать зерно и падает разрешение, а также страдает достоверность изображения. Издателям дисков необходимо более осторожно принимать решения о дополнительной обработке видео.
Вернуться назад